суббота, 20 сентября 2008
Социальные сети довольно быстро опутали своей паутиной человечество. И если в Европе и Америке интерес к аналогам российских сайтов «ВКонтакте» и «Одноклассники» постепенно угасает, то россияне только начинают погружаться в пучину виртуальной жизни. Мошенники - тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Правда, они пошли дальше «обывателей» и помимо прочих удовольствий научились получать от социальных сетей еще и деньги.
Когда Евгений Степанов получил «ВКонтакте» от своего друга Димы личное сообщение, он очень удивился.
читать дальшеРаньше Евгений не замечал за приятелем манеры обращаться с подобными просьбами. «Привет, выручай, купи мне доступ к сайтику одному, отправь смс с кодом «20 6059» (там пробел 20 и 6059) и на ответное смс тоже ответь как там указано, помоему «30 6059» на тот же 1171...Это стоит рублей 20 что ли..В конце прийдет код доступа — вот он мне то и нужен, у меня деньги на мобиле деньги кончились, а доступ очень нужен, деньги за смс верну на днях, выручи....Заранее спасибо))». (Авторская орфография и пунктуация сохранены — прим. ред.)
На всякий случай Евгений позвонил другу. В ответ Дима поведал, что никаких сообщений не посылал. Проверив свою «личку», он обнаружил, что 9 сентября всему списку его друзей были отправлены послания аналогичного содержания. Адресаты отнеслись с пониманием «к просьбе» и просили подождать немного — мол, деньги перешлют, но позже. Пришлось Дмитрию экстренно обзванивать друзей и говорить, что делать этого не нужно. К счастью, успел. В общем, от «привета спамера» Дмитрий и его товарищи отделались «малой кровью», только на душе остался неприятный осадок. Да еще загадочное послание от неизвестного под ником «Сергей Сталкер Молитян», слегка похожее на издевательство: «Привет тебе! от меня...».
Если бы случай был единичный, можно было просто не обратить на неприятность внимания. Однако взлом личных страничек и рассылка спама становятся новой проблемой для пользователей Интернета. Тексты посланий варьируются. Например: «Помоги плиз тут с голосованием, уже на 3м месте, хочу Hyundai Accent выиграть, осталась пару голосов чтобы победить(( нужно отправить мой код З59 на номер 1171 стоит как обычная смс, но нельзя за себя голосовать — только с разных номеров считаются голоса(( Буду в большом долгу пред тобой, деньги отдам конечно, потом покатаемся на хюндае) Спасиб заранее=)» или «Привет, прошу тебя помочь, я участвую в одном конкурсе.. я уже на втором месте среди лидеров.. мне не хватает пару смсок до первого места, победителю — приз BMW X6!!!». Примечательно, что помимо безграмотности, эти послания связаны между собой еще и коротким номером 1171.
«Фонтанке» удалось выяснить, что этот номер принадлежит сотовой компании «Мегафон». Стоимость услуги — 177 рублей. Как пояснили в пресс-службе Северо-Западного филиала ОАО «Мегафон», сотовая компания «продает» специальные сервисные номера самостоятельным компаниям (контент-провайдерам) и занимается только обслуживанием трафика — осуществляет передачу и тарификацию запроса. Ответственность за содержание и качество услуги несет контент-провайдер. Основная их функция — предоставление абонентам информационных и развлекательных услуг (картинки, мелодии, голосования).
В ЗАО «Контент-провайдер Первый Альтернативный» подтвердили «Фонтанке», что их компания в настоящее время действительно «владеет» сервисным номером 1171. Но провайдер, в свою очередь, имеет право «давать попользоваться» им другим лицам, в том числе и физическим. Так, собственно, и произошло с 1171, сейчас его арендуют сразу несколько физлиц (сколько именно, провайдеры уточнить отказались). Соответствие содержания услуг нормам действующего законодательства обеспечивает служба технической поддержки провайдера. «Мы отслеживаем такие случаи, - рассказал сотрудник службы Арсений Антонов, - и если выявляется факт, что указывается недостоверная информация о стоимости услуги, как, например, в данном случае: вместо реальных 177 рублей — 20, то виновник наказывается штрафом». Как пояснили в службе техподдержки, недобросовестного арендатора номера можно идентифицировать по коду — за каждым закреплен свой «получатель денег». Информацию, переданную «Фонтанкой», провайдеры записали и пообещали разобраться, однако поделиться результатами «разборок» опять же отказались.
Случай в «ВКонтакте» очень сильно подходит под определение — хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием, проще говоря, мошенничество. Расследованием преступлений, совершённых с использованием сети Интернет, занимаются специализированные подразделения ГУВД, иными словами, управление «К» или отдел «К». Как сообщили «Фонтанке» в ГУВД по Петербургу и ЛО, подобные случаи находились и находятся у них на контроле. Оперативники работают в равной мере как по заявлениям потерпевших, так и по результатам оперативных разработок. Чаще всего проводимые проверки «не выливаются» в уголовные дела, поскольку «ниточка» приводит к родственнику или знакомому потерпевшего. Поскольку Северная столица - «родина» «ВКонтакте», сотрудникам питерского отела «К» большое количество материалов поступает в разработку из других регионов. Возбужденные уголовные дела по результатам проверок возвращаются «в родные пенаты», поэтому официально шквал фактов мошенничества «ВКонтакте» в Петербурге не зарегистрирован.
В современном обществе осталось совсем немного людей, которые не слышали об Интернете. Из общего числа пользователей — львиная доля тех, кто знаком с паутиной на уровне «чайника», людей, считающих себя «спецами» в сфере высоких технологий, гораздо меньше. Настоящих специалистов и вовсе единицы. Есть подозрения, что мошенничеством в интернете занимаются именно те, кто с глобальной сетью на «эй, ты». И если пользователи, памятуя о почтовом спаме и смсках на мобильники, быстро распознали новую разновидность старого мошенничества, то не факт, что завтра аферисты не придумают альтернативную ловушку, в которую вы все-таки попадетесь. Так что, если начальник отключил ваш рабочий компьютер от «ВКонтакте», не расстраивайтесь - быть может, шеф просто печется о сохранности вашего бюджета.
(с)Юлия Никитина,
Фонтанка.ру
меня изначально, наверное, спасло то, что я в принципе не голосую посредством смс. Даже, когда реально ктото из друзей гдето участвует.
да я тоже. Поскольку сами такие конкурсы-голосования по смс выкачкой денег кому-то в карман считаю. Конкур должен быть конкурсом, а не "чьи друзья мне больше денег отвалят - тот и победил". А это...ну все пытаются найти доверчивых лохов и нажиться на них. Не так, а иначе
Ну что... Письма с просьбами про деньги лучше перепроверять, прежде чем.
Лохотрон-с.
А ещё ко мне в ЖЖ зачастили боты нового хитровы*банного типа. Как они собираются воздействовать на людей - хз, и проверять не хо. Ну их банить бесполезно, через пару дней сами отпадут.
а чего пишут-то, жжевские боты?
Да ничего не пишут в личку. А в ЖЖ своём разводят интригу: "я не скажу вам кто я, вы сами должны догадаться, я напишу сюда литературное произведение, во френдах как те. кто меня знает. так и те. кто не знает..."
Ловит на интригу. Что дальше - не знаю, не проверяли ни разу.
ну вообще откровенный спам. Хотя для стен в группах там появилась функция "это спам"
HinArien
что-то как-то совсем тупо.....а произведения типа офигенно хорошие? А, ты же не читаль..и не надо.
афигеть...а как она это делает?
Или по анализу постов в их ЖЖ...
Не знаю.
Хотя для стен в группах там появилась функция "это спам"
да, я давно заметила.
вот и мне уже прислали хрень (реклама какого-то порно-майта) со взломаного аккаунта дренда...
Волка, если те када-нить подозрительное сообщение от мя прийдёт, говори. мож то и не я отправляла...
HinArien...даааа...."это не техника дошла..."(с)
впрочем да...